И снег, и ветер, и скорость!..

«И какой русский не любит быстрой езды!» - говаривал еще Пушкин. И правильно, когда едешь на пределе своих возможностей и возможностей машины, словно что-то тебя подстегивает, гонит и дальше совершать удивительно непривычные дела. Хотя для тех, кто профессионально занимается раллийным спортом, это уже давно стало частью жизни. На своем опыте знаю: всего лишь один раз попробовав участвовать в раллийном спорте, будешь возвращаться туда снова и снова, выходить на трек и чувствовать, как замирает сердце на каждом опасном повороте, выплескивая адреналин. Будешь клясть себя, что решился участвовать и клясться, что больше никогда не поедешь сюда. Ан нет. Поедешь. Еще захочешь и не раз.

Наверняка, что-то подобное испытывали участники «Ралли Барда-2014». Официально еще это мероприятие называлось II этап Кубка России, II этап Чемпионата Уральского и Приволжского федеральных округов и I этап Открытого Чемпионата Пермского края по ралли 2014 года. Поучаствовать в этих соревнованиях решилось пять нулевых экипажей (это опытные пилоты Андрей Романченко / Алексей Щеглов на «BMW-X5» (г.Пермь), Ян Путыкевич / Дмитрий Чижов на ВАЗ-2172 (г.Уфа), Виталий Гришин / Александр Чудинов на ВАЗ-1118 (г.Пермь), Максим Белых / Анастасия Белых на ВАЗ-2110 (г.Сыктывкар), Александр Гаврилов / Роман Ахметгалиев на ВАЗ-1118 (г.Ижевск)). Среди 25 экипажей Кубка России на второй гонке сезона наряду с фаворитами российского ралли Григорием Трегубовым, Олегом Топоровым, Игорем Даутовым, Андреем Сапегиным, Алексеем Плаксиным, появились и новые имена пермских пилотов Андрей Мансуров, Андрей Фадеев, Даниил Якушев, уральцев – Александр Уваров, юных пилотов из Удмуртии – Никита Сапожников, Владислав Воронков. 22 экипажа были допущены в Чемпионате УрФО и ПФО и 21 экипаж в Чемпионате Пермского края.

 

Подготовка. С чего начинается трасса?

 Организатором проведения ралли выступил президент клуба «Субару Пермь» – Валерий Слепов, который накопил огромный опыт проведения автомобильных соревнований по автомобильному многоборью и сам является кандидатом в мастера спорта по автомобильному спорту и участником Кубка России по ралли. Инициативу поддержала вновь созданная Пермская краевая общественная организация Федерация автомобильного спорта Пермского края. Он и его команда взялись выполнить сложную задачу – после «провальной» гонки «Ермак» в исполнении 2013 года восстановить доброе имя всегда сложно. Основной недостаток «Ермака» – искусственные дороги,  было решено заменить дорогами общего пользования с трехмерным профилем, трамплинами и интересными связками поворотов. Практика использования дорог общего пользования была успешно опробована в 2013 году в Очёрском и Чернушинском районах в рамках Открытого чемпионата Пермского края по ралли – «Медвежий ключ» и «Каменный ключ». Сложность задачи ещё заключалась в том, что в начале года при достаточно нестабильной зимней погоде и длительных новогодних праздниках сложно подготовить трассу к гонке. За эту задачу взялась администрация Бардымского района и техника транспортных предприятий на протяжении нескольких месяцев выравнивала все неровности на дорогах, прокладывала дорожные сектора  между скоростными участками, выравнивала дороги на скоростных участках, строила мосты, чтобы трасса ралли получилась компактной и интересной.  Подготовкой документальной части – дорожная книга, план безопасности, регламент занимался председатель комитета ралли Российской автомобильной федерации Алексей ЕРШОВ. Он же и руководил всей гонкой. Была создана сильная судейская команда, в состав которой вошли  мэтры Российского ралли – Владимир ДЕНИСЕНКО, Владимир ГОЛЬЦОВ, в составе главной судейской коллегии Галина ПОЛУНИНА, Вячеслав СОРОКИН, Сергей ЧИЖ (Челябинск), Андрей ГУСЕВ (Москва), Сергей КУДЕЛЬКИН (Санкт-Петербург), Елена ВАСИЛЕНКО. Для работы на трассе ралли скомплектованы сборные бригады из Перми, Кирова, Уфы, Чайковского. Администрация Бардымского района, кроме спортивной составляющей готовилась и к «показательным» выступлениям – параллельно с проведением ралли готовилась огромная программа праздника.

 День первый. 10 января.

 В 9 утра продолжилось ознакомление с СУ-7 (трассой – прим.автора), началась техническая инспекция, медицинские осмотры, завершились административные проверки, прошел инструктаж нулевых экипажей. На ипподроме, который жители Барды называют «майдан», тем временем на сцене развешивались огромные баннеры, всё украшалось флагами, гирляндами шаров, к трибунам начали подходить зрители, чтобы наконец-то увидеть сам праздник.

В 16:00 после заседания КСК был опубликован список допущенных экипажей и  время старта на 1 секцию ралли. Погода была не самой лучшей – плюсовая температура и снегопад. Однако все участники достойно справились со своей задачей и проехали трассу, тем самым пройдя испытание.

 

День второй. 11 января.

На окраине Барды ранним темным, пасмурным утром началось активное движение служб ралли – перекрывались дороги общего пользования, расставлялись судейские посты и посты связи, фото-, видеооператоры и зрители занимали свои облюбованные накануне места, вблизи трамплинов и связок интересных поворотов. Погода порадовала прекращением снегопада и небольшим понижением температуры. Дороги скоростных участков 3 и 4 поразили участников не только хорошо подготовленным дорожным полотном, но и многочисленными зрителями на всем протяжении трассы, украшенной флагами, транспарантами и даже установленными вдоль трассы новогодними елками со сверкающими световыми гирляндами. Пока пилоты боролись на трассе, радуя зрителей прыжками на трамплинах, удивляясь, что в каждом поселке на пути следования их приветствуют, машут флагами, руками - на майдане проходило массовое гуляние – соревнования по картингу, торговля изделиями местного промысла, народные игры и спортивные состязания. Поэтому финиш второй секции и старт заключительной секции ралли не остался незамеченным – на выходе из парка сервиса пилоты проезжали внутри живого коридора восторженных зрителей.

В кубковой гонке борьба за доли секунды происходила только в классе «2000Н» между опытным пилотом из Удмуртии – Иреком ДАУТОВЫМ на Сitroen C2 и уральским пилотом Антоном ЛИХОДУМОВЫМ. Олег ТОПОРОВ из Майкопа в абсолютном зачете на своем «EVO-9» достаточно далеко оторвался от своих соперников, а Андрей МАНСУРОВ в классе «1600Н», пытаясь догнать лидеров, намного опередил своих «одноклассников». В чемпионатах Уральского и Приволжского округов и  Пермского края основная борьба происходила в классе «1600-УРАЛ»: екатеринбуржец Руслан МАКСИМОВ (один из основателей класса «1600-УРАЛ») на «Калине», опередил своего давнего соперника Алексея ПЛАКСИНА из Челябинска, который уже полюбился многим поклонникам ралли своей оранжевой «шестеркой» с надписью «Метеорит». В немногочисленном классе «Стандарт» пермские пилоты соревновались с пилотами из Удмуртии, которые в этом раллийном сезоне уже попробовали дорожки на ралли «Вятка».

Финиш заключительной секции проходил на том же ипподроме, где восторженные зрители аплодисментами встречал каждый финиширующий экипаж. Сходов во всех трех гонках было не так много – 4 вылета с трассы и 3 по технической неисправности.

Зачастую гонка завершается еще одной секцией ралли, когда КСК долго начинает разбирать сыплющиеся протесты и заявления – на этот раз разбирать было нечего, и четвертая секция перекочевала в уютное небольшое кафе «Тулва», где гостеприимная администрация вновь удивила своих гостей. Накрытые фуршетные столы, небольшой концерт, теплые слова, оригинальные сувениры, дружеская непринужденная обстановка. 

Организаторы ралли вместо традиционных «чашек» подарили победителям и призерам один из символов Пермского края – селенитовых медведей.

 

Итоговая турнирная таблица

 

2 этап кубка России:

Абсолютный зачет

Олег Топоров / Евгений Калачев (Майкоп/Москва), «Mitsubishi Lancer Evo-9»

«2000Н»

 Ирек Даутов / Алексей Волков (Ижевск), «Citroen-С2R2»

«1600Н»

Андрей Мансуров / Дмитрий Медведев (Пермь/Екатеринбург), ВАЗ-1119

 

2 этап чемпионата УрФО и ПФО:

Абсолютный зачет

Антон Лиходумов / Евгений Голубев (Екатеринбург), ВАЗ-21093

«2000Н»

Антон Лиходумов / Евгений Голубев (Екатеринбург), ВАЗ-21093

«1600Н»

Андрей Мансуров / Дмитрий Медведев (Пермь/Екатеринбург), ВАЗ-1119

«1600-УРАЛ»

Руслан Максимов / Максим Жирнов (Екатеринбург), ВАЗ-1119

 

1 этап чемпионата Пермского края

Абсолютный зачет

Антон Лиходумов / Евгений Голубев (Екатеринбург), ВАЗ-21093

«2000Н»

 Кирилл Замэ / Кирилл Петров (Актобэ, Казахстан) «Honda Civic»

«1600Н»

Андрей Мансуров / Дмитрий Медведев (Пермь/Екатеринбург), ВАЗ-1119

«1600-УРАЛ»

Руслан Максимов / Максим Жирнов (Екатеринбург), ВАЗ-1119

«Стандарт»

Аркадий Ларин / Алексей Денисов (Пермь), ВАЗ-2113

 

Присоединяемся к поздравляем победителям и желаем удачи в будущих выступлениях. А вот будет ли в следующем году проходить «Ралли Барда»?

Коротко и емко по этому поводу сказал председатель комитета ралли Российской автомобильной федерации – руководитель гонки Алексей Эмильевич Ершов: «У нас в стране родилась новая гонка… Общими усилиями мы родили приличное дитя!!!».

 

Статья подготовлена при помощи организаторов соревнований «Ралли Барда-2014», а также отдельная благодарность за предоставленные материалы выражается Андрею Сметанину.

 

Любовь Бухаринова


Комментарии