В минувшую субботу в Чайковском историко-художественном музее прошли лекции для школьников, в рамках реализации проекта «Кубок Чайковского». Автор проекта - заместитель директора музея-усадьбы П.И. Чайковкого Юлия Конарева – рассказала нашему изданию о том, какие мероприятия ещё ждут старшеклассников.
«Кубок Чайковского» – это совместный проект музея-усадьбы Чайковского в Воткинске и Чайковского историко-художественного музея, реализованный при поддержке Фонда Президентских грантов.
Этот проект призван познакомить старшеклассников двух городов, объединённых именем гения, и открыть им личность и наследие композитора с новой стороны. «Каждая школа представила на проект по одной команде из восьми человек. Дети очень разные, есть окончившие музыкальную школу, но, в основном, это дети без дополнительного музыкального образования», - отметила автор проекта, заместитель директора музея-усадьбы П.И. Чайковкого Юлия Конарева.
Проект состоит из нескольких этапов. Первый - знакомство с личностью Петра Ильича и наследием композитора. Для этого 2 и 3 апреля в городах-участниках прошли лекции.
Так, во время лекции «Чайковский без галстука» музыковед и музыкальный критик из Санкт-Петербурга Елена Истратова учила ребят слушать музыку, улавливать в ней настроение, характер, эмоцию. Елена Владимировна проиллюстрировала ребятам, что, для того, чтобы понимать классику, не нужно иметь музыкального образования. Нужно просто её слушать. Как явно мы слышим во «Временах года» журчание ручьёв, мелодии вдохновения, новой жизни, как чётко мы рисуем в своём воображении плотность или прозрачность картинки, яркость пейзажа или его нежность. Музыка передаёт нам и картину, и эмоции. Дети попытались вместе с лектором проанализировать на первый взгляд сложнейшее произведение – «Шестую симфонию» – и услышали в ней и воспоминания о детстве, и надежды юности, и борьбу человеческих демонов души, и страхи ухода из земной жизни.
На лекции «Чайковский без галстука» от научного сотрудника музея-усадьбы Маргаритой Метляковой ребята узнали о характере композиторе: его застенчивости, любви к чтению, прогулкам и собиранию грибов, о его любви к моде и фотографированию. Пётр Ильич стал ближе, понятнее, роднее.
Между спикерами и участниками проекта вёлся активный диалог. Ребята задавали много вопросов, смеялись, удивлялись, и поняли, что классика может быть современной, близкой и понятной любому человеку.
«Впереди у чайковских участников проекта поездка в Воткинск, экскурсия по дому детства композитора, музыкальный квиз между воткинскими старшекласниками. Завершит проект - обучающий семинар, по итогам которого дети создадут социокультурный проект для своего города. Баллы, заработанные на квизе, и по итогам защиты проектов, будут суммированы. Набравшие наибольшее количество - получат «Кубок Чайковкого». Кто это будет - школьники Чайковкого или Воткинска - покажет время. Результаты станут известны 30 апреля», - подытожила автор проекта Юлия Конарева.
Фото: Чайковский историко-художественный музей