Компания «МегаФон» предупреждает о возможности усиления активности мобильных мошенников в период новогодних праздников.
«В эти праздники, в связи с непростой экономической ситуацией, мы ожидаем всплеск мобильного мошенничества. Поэтому мы хотели бы предупредить пользователей о возможной угрозе и рассказать о пяти самых популярных праздничных схемах», – отмечает Сергей Хренов, директор по предотвращению мошенничества компании «МегаФон».
Мошенничество в социальных сетях
В период новогодних каникул мы чаще общаемся в социальных сетях, поздравляем друзей и родных, делимся фотографиями, впечатлениями и т.д. Кроме того, находясь в добром праздничном настроении, пользователи зачастую более восприимчивы к просьбам «о помощи». Этим доверием могут воспользоваться злоумышленники, которые после взлома аккаунтов рассылают сообщения с подобными просьбами по всему списку контактов. В таких случаях речь не всегда идет о больших суммах, но тут уж все зависит от наглости мошенника, который может «попросить» как несколько стен, так и несколько тысяч рублей.
Рекомендации «МегаФона»: При поступлении «просьб о помощи» уточните достоверность этой информации, связавшись с другом по другим известным контактам, например, по телефону или электронной почте. Либо задайте в социальных сетях собеседнику уточняющие вопросы, на которые может ответить только друг.
Также в этом году по-прежнему актуальна схема мошенничества с блокировкой аккаунтов социальных сетей, к сожалению, существующая уже не первый год. Ранее для разблокировки мошенники просили отправить СМС на дорогостоящий «короткий» номер или перевести средства на счет мобильного телефона. Теперь же они пошли другим путем – при попытке разблокировать свой аккаунт, пользователь оказывается подписанным на различные дорогостоящие Интернет-сервисы.
Рекомендации «МегаФона»: Для «разблокировки» учетной записи иногда бывает достаточно закрыть все окна и зайти на сайт снова.
Будьте бдительны, не спешите переводить денежные средства и вводить на сомнительных ресурсах номер своего телефона. При блокировке аккаунта социальной сети скриншот блокировки и информацию о подключившейся подписке можно переслать нам через форму Обратной связи nbsp;для пресечения действий злоумышленников (http://perm.megafon.ru/bezopasnoe_obschenie/feedback/feedback/). Информацию о подключенных подписках можно получить, используя бесплатныйUSSD-запрос *505#.
Мошенничество с паролями
Многие сервисы пользуются схемами подтверждения каких-либо действий путем ввода одноразовых паролей. На сайтах этих сервисов злоумышленники вводят номера телефонов своих жертв, после чего пострадавшим приходит СМС с паролем. Далее мошенники выманивают поступившие пароли, используя разные методы. Это может быть, например, звонок от ребенка или бабушки, который якобы ошибся при вводе номера. Ничего не подозревающие люди сообщают мошенникам пришедший пароль, с помощью которого злоумышленники впоследствии совершают покупки путем оплаты с лицевого счета.
Рекомендации «МегаФона»: Компания «МегаФон» рекомендует никому не сообщать поступающие в СМС пароли, в том числе даже «сотрудникам» компании. Номер человека, обратившегося с такой просьбой, можно также переслать оператору через форму Обратной связи.
Распространение вирусов
Мошенническая схема проста: на телефон абонента приходит СМС-сообщение c предложением пройти по ссылке, чтобы получить открытку, подарок, фотографию, информацию о поступившей посылке. Переход по такой ссылке может привести к скачиванию вредоносных программ, которые в дальнейшем могут не только отправлять платные СМС на «короткие» номера, осуществлять платные подписки, но и собирать и передавать злоумышленникам информацию о пользователе, балансе банковского и лицевого счета, выводить деньги на виртуальные «кошельки», банковские карты и номера телефонов мошенников.
Так, например, ссылка из безобидного сообщения «Привет! Лови мой новогодний подарок :), загрузить ХХХХХХ» может вести на вредоносную программу. Она, в свою очередь, способна загружать на мобильное устройство другие мошеннические приложения, а также собирать текстовые сообщения и передавать их на сервер злоумышленников. Благодаря такому «подарку» в их руки могут попасть, даже сообщения, содержащие информацию о банковских транзакциях и паролях.
Рекомендации «МегаФона»: Чтобы избежать заражения устройства подобными вирусами, «МегаФон» рекомендует скачивать программы только из проверенных источников, а также не проходить по ссылкам в сообщениях. Причем, не только от незнакомых адресатов, но и от известных компаний. Также рекомендуется устанавливать на мобильные устройства и обновлять антивирусное программное обеспечение, например, использовать антивирус, созданный совместно с «Лабораторией Касперского». Информацию о поступившей мошеннической рассылке можно переслать на бесплатный номер 1911.
Платежи курьерам, продавцам и покупателям
Во время новогодних каникул покупательская активность возрастает, мы чаще пользуемся услугами Интернет-магазинов, сервисов по размещению объявлений и т.д. Даже здесь можно стать жертвой мошенничества со стороны людей, представляющихся «курьерами, продавцами и покупателями». В подобных случаях злоумышленники под предлогом внесения авансовых платежей просят оплатить телефонные услуги или перевести средства на электронные «кошельки», также могут поступать просьбы о помощи. После поступления оплаты телефоны злоумышленников отключаются.
Вот одна из подобных историй: «Звонили по объявлению о продаже гитары на одном сайте, голос представился зам. начальника автоинспекции. В разговоре он назвал реальный адрес, сказал, что готовит подарок сыну и попросил привезти гитару к дежурной части, он выйдет, заберет. В общем, весь разговор слишком долго набирать придется. В какой-то момент я понял, что это РАЗВОД и стал просто вести переговоры, ничего не делая в реальности. По пути он попросил его выручить (а он обязательно выручит меня) и положить деньги на номера телефонов… в общей сложности на 14 тысяч рублей».
Рекомендации «МегаФона»: Будьте бдительны, не спешите переводить денежные средства. Информацию о номерах злоумышленниках и «кошельках» можно переслать нам через форму Обратной связи.
Вымогательство за разблокировку смартфонов, планшетов и ноутбуков
С начала мая 2014 года участились случаи взлома аккаунтов с последующей блокировкой планшетов или смартфонов, после чего пользователю предлагается для разблокировки перевести определенную сумму на электронный «кошелек» злоумышленников. Мошенники могут воспользоваться несколькими схемами блокировки.
Первая схема – взлом аккаунта через троянский вирус на компьютере или кража пароля через один из сайтов, где абонент мог указывать свои данные. Обычно злоумышленники получают доступ к электронной почте, через неё получают желаемые данные об учетной записи и меняют его пароль. Затем они блокируют устройство, а на экран жертвы выводится сообщение о блокировке устройства с предложением проверить почту.
Рекомендации «МегаФона»: Если аккаунт взломан и пароль от него изменён, «МегаФон» рекомендует сменить все пароли от почтовых ящиков, учетных записей и приложений, которые могут быть также привязаны к вашей почте.
Подробнее о наиболее актуальных видах мобильного мошенничества и способах защиты можно узнать на официальном сайте МегаФона (http://perm.megafon.ru/bezopasnoe_obschenie/)