К счастью, вопреки поговорке первый блин получился не комом, участники, судьи и зрители остались довольны. Организаторами этапа выступили Негосударственное образовательное учреждение Центр водительского мастерства, Ассоциация автомобильного спорта Прикамья, Администрация Чайковского муниципального района.
Информационную поддержку мероприятия осуществляли: информационное агентство "DixiNews", интернет-портал www.NeDoma.ru, компания ООО "1автомобильный", Портал chaiknet.ru — Социальная сеть г. Чайковского, еженедельник Частный интерес, ТРК Регион.
Спонсорами мероприятия выступили: Чайковский завод газовой аппаратуры — филиал ОАО «Газмаш», ООО Чайковский лесозавод, ООО КаМакс, магазин Золотник, Страховая группа МСК, кафе "Илона", развлекательный центр "Серебряный шар".
Несмотря ни на что…
Всего на соревнования прибыло девятнадцать экипажей из различных уголков Пермского края, представляющие четыре класса автомобилей. Среди них были и участники из нашего города – Алексей и Владислав Задорины, выступавшие в классе Д2. Стоит отметить, что всего неделю назад их «Нива» получила серьезные повреждения на джип-спринте в Удмуртии, и они были вынуждены выбыть из соревнований. По словам Алексея – пилота экипажа – он с сыном планировал после этого выйти на старт только на ралли «Марково» 30 июня. Но, несмотря ни на что, семейный экипаж вернул «Ниву» к жизни раньше намеченного срока и принял участие в джип-триале.
Джип-триал – что это такое и с чем его едят.
В целом правила джип-триала достаточно просты – соревнования проводятся на закрытой с искусственными и/или естественными препятствиями трассе, расположенной на сильно пересеченной местности и разделенной на зачетные секции. В отличие от, например, джип-спринтов, где имеется хотя бы какая-то дорога, в джип-триале ее нет совсем, есть лишь обозначенное направление. Основным соревновательным фактором джип-триала является безошибочное преодоление препятствий, обозначенных расположенными на трассе курсовыми воротами за минимальное время. Ворота ставятся в определенном положении, и проходить их можно только в определенном направлении и в строго обозначенном порядке. То есть проходить сначала через вторые, а потом через первые ворота нельзя. За все недочеты участник получает штрафные очки (от пяти до пятисот секунд ко времени прохождения секции), в том числе за не пройденные ворота, опоздание по прохождению во времени, сбитие или касание вешки ворот, касание или обрыв маркировочной ленты, обозначающей границы секции и, конечно, за неявку на старт.
Автомобили в соревнованиях были разделены на четыре класса в зависимости от степени их подготовленности и модифицированности. Чтобы было понятнее, о чем пойдет речь дальше, совершим небольшой экскурс в терминологию джип-триала. Класс Д1 (original) – стандартные автомобили без каких-либо доработок. По сути это серийные внедорожники. Все аксессуары и специальное оборудование, которое может быть установлено на заводе-изготовителе, разрешено, если нет соответствующего ограничения. Старые автомобили могут быть обновлены до состояния моделей, выпущенных позже. Класс Д2 (standart) – автомобили с незначительными доработками. Допускается лифт кузова до 50 миллиметров, незначительный тюнинг подвески с сохранением ее типа. Также разрешен тюнинг двигателя, кроме установки дополнительного оборудования (установка наддува/турбонаддува, нитро системы). Запрещено менять тип привода. Допустимы любые блокировки дифференциалов. Класс Д3 (modified) – модифицированные серийные автомобили. Допускается значительный тюнинг стандартного автомобиля, например, установка других мостов, но того же типа, установка любых блокировок и прочего. Класс Д4 (promodified) – кардинально переделанный стандартный автомобиль. Разрешен любой тюнинг – изменения рамы, моторов, установка раздельных тормозов. Главное требование – автомобиль должен быть похож на серийный, и на нем запрещено устанавливать управляемый задний мост. Существует также класс Д5 – это уже практически прототипы с регулируемой высотой подвески и управляемым задним мостом – но в тот день на соревнованиях они не были представлены.
Естественно, что разная степень подготовленности автомобилей требовала, чтобы они выступали в разных секциях, или, иначе говоря, на разных трассах. Для классов Д1 и Д2 была подготовлена относительно простая секция, состоящая преимущественно из естественных препятствий – холмы, ямы, растущие деревья. Позже представители этих классов переместились на другую секцию, в которой помимо естественных форм рельефа были и признаки вполне себе человеческой деятельности – беспорядочно наваленные бетонные плиты и блоки, рвы и насыпи искусственного происхождения. Экипажи классов Д3 и Д4, которых было всего трое, соревновались в двух других секциях – гораздо более сложных и зрелищных. Первая из них представляла собой небольшую бетонную площадку, заваленную опять же бетонными блоками. Вторая имела грунтовое покрытие, песчаные насыпи высотой от одного до нескольких метров, нагромождения больших, а иногда и просто огромных бетонных обломков, ну и, конечно, крутые спуски и подъемы. В общем, было, где развернуться или даже перевернуться. Но до последнего, к счастью участников, не дошло.
Заезды во всех четырех классах проходили параллельно. Представители Д1 и Д2 соревновались на, так скажем, «лесной» секции, в то время как экипажи Д3 и Д4 мерялись силами на секции «бетонной».
В силу того, что в классах Д3 и Д4 было в общей сложности всего пять экипажей, откатали свои секции они довольно быстро. Но, невзирая на это, с началом их заездов все зрители стягивались к ним, чтобы насладиться очень интересным зрелищем. А посмотреть было на что, поскольку иногда спортсменами приходилось оказываться в весьма необычных и даже опасных положениях, чтобы преодолеть то или иное препятствие и затем пройти точно через ворота.
В младших же классах все было, может, и не столь зрелищно, но точно более динамично. Хотя справедливости ради нужно отметить, что не часто можно увидеть, как небольшая «Нива» за доли секунды взбирается на склон крутизной более сорока пяти градусов и высотой превышающий ее «рост», а затем также быстро спускается с него. К тому же, заезды в Д1 и Д2 занимали меньше времени, участники быстрее сменяли друг друга. А изъездив вдоль и поперек небольшой лесной участок, участники переместились на другую секцию, ту самую – заваленную в некоторых местах бетонными блоками. Здесь «чудеса на виражах» продолжились. Все получили то, что хотели: участники – адреналин, а зрители – шоу.
По итогам прохождения четырех секций в классе Д1 первое место занял экипаж Сергей Николаев/Михаил Митюхляев, второе – Сергей Сыров/Алексей Талантов, третье – Алексей Елтышев/Александр Казаринов. В классе Д2 золото досталось Николаю Шачкову/Игорю Балуеву, серебро – Валериану Пинаеву/Андрею Оборину, бронза – Станиславу Колобкову/Сергею Старцеву. Чайковский экипаж отца и сына Задориных занял в своем классе пятое место. По результатам так же четырех секций три экипажа в классе Д3 разделили между собой призы следующим образом: первое место заняли Андрей Варачев/Лев Тихонов, второе – Константин Зыков/Олег Зыков, третье – Иван Подтаев/Евгений Ожгибесов. В самом старшем из представленных классов – Д4 – золото забрал экипаж Лев Тихонов/Андрей Варачев (да-да, это они же выступали и в Д3, но теперь поменялись местами), а серебро – Олег Зыков/Константин Зыков (да, и здесь опять та же самая история – поменялись местами, сменили класс и снова забрали награды).
Александр Шилов