Известная народная поговорка «готовь сани летом, а телегу зимой» и в пределах городской жизни нисколько не теряет своей актуальности. Любой горожанин знает, чтобы не замерзнуть лютой уральской зимой, нужно летом подготовить жилье к предстоящим холодам.
Подготовка Чайковского к зиме идет полным ходом: готовятся объекты соцкультбыта, идут профилактические мероприятия на жилом фонде: осуществляется промывка и ремонты внутридомовых инженерных систем. Поставщики ресурса, традиционно, в летние месяцы уделяют внимание ремонту энергооборудования и реконструкции тепловых сетей. Все эти мероприятия осуществляются под особым контролем администрации Чайковского городского поселения. Наш корреспондент встретился с первым заместителем главы города по ЖКХ и градостроительству Михаилом Новоселовым, который рассказал о ходе подготовки к зиме и какие факторы влияют на успех этого мероприятия.
– Михаил Александрович, расскажите, какие мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2016-2017 гг. уже проведены и что еще предстоит сделать?
– Всего в городе мы имеем 523 дома, из которых 425 обслуживаются управляющими компаниями, остальные имеют непосредственный способ управления, относятся к ТСЖ, ТСН или ЖСК, также 19 – это здания соцкультбыта. На 1 августа 2016 года 210 многоквартирных домов имеют паспорта готовности к эксплуатации в зимний период 2016 – 2017 года. Это 83 % выполнения от плана графика, что является хорошим показателем по сравнению с предыдущими годами. Сама подготовка к отопительному сезону подразумевает проведение ряда мероприятий: устранение выявленных в процессе эксплуатации дефектов, испытания оборудования тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность (опрессовка), промывка оборудования тепловых пунктов и систем теплопотребления. Так же при приемке тепловых пунктов проверяется: состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии, состояние утепления зданий, состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов и многое другое.
Однако сезон ремонтов в Чайковском омрачает серьезная проблема – непрекращающийся рост долгов УК-посредников. Задолженность за тепло с января по май выросла почти на 100 млн рублей. Более 80 % этих долгов приходятся на управляющие организации. Все это приводит к тому, что возникает острый дефицит средств, требуемых для выполнения летней профилактики и ремонта энергооборудования. Чтобы полноценно подготовить город к зиме, нужно срочно предпринимать самые решительные меры.
И администрация Чайковского городского поселения имеет для этого все необходимые механизмы. В соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ-190 «О теплоснабжении» на местные органы власти возложены полномочия по контролю за готовностью потребителей к отопительному периоду. Согласно Приказу Министерства энергетики РФ № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» у потребителей, помимо выполнения необходимых мероприятий, таких, как промывка внутридомовых систем и ремонт коммуникаций зданий, должна отсутствовать задолженность за поставленную тепловую энергию. Поэтому этим летом некоторые проблемные управляющие организации будут взяты под пристальный контроль администрацией города и прокуратурой.
– Проблема задолженности УК перед тепловиками существует не первый год. В чем причина и каков же выход, и какие меры в этом направлении принимаются администрацией города?
– Проблемы есть во всех российских городах, но в Чайковском оседание платежей на счетах посредников (УК) ощущается наиболее остро. Со стороны управляющих компаний стало нормой выполнять «посредническую» функцию: собирать деньги с населения за коммунальные ресурсы, но не перечислять ресурсникам. В результате возникает дефицит средств на реализацию ремонтных программ, от выполнения которых зависит надежность теплоснабжения всех жителей города.
Появилась новая «горячая точка»: многоквартирные дома, ранее обслуживаемые «Чайковской управляющей компанией», ООО «Тепловодомер» и УК «Жилищно-эксплуатационное управление» были переведены под начало ряда вновь созданных управляющих компаний. Более того, эти структуры вышли из схемы прозрачных расчетов и перешли в расчетно-кассовый центр, название которого фактически дублирует название ОАО «КРЦ-Прикамье». Как следствие – старые долги УК «повисли в воздухе», а на данном жилом фонде началась формироваться новая задолженность.
Обеспечить качественное теплоснабжение жителей города в осенне-зимний период – одна из ключевых прерогатив муниципалитета. В мае глава города Алексей Третьяков выступил с инициативой совместно с энергетиками провести совещание на краевом уровне, чтобы урегулировать все отношения. К этому процессу активно подключились руководители региональных министерств и ведомств. В итоге был выработан четкий план действий. Во-первых, пройдут переговоры с руководством всех управляющих компаний, работающих в городе. Заинтересованные в добросовестной работе на рынке структуры согласились работать в системе прозрачных расчетов через рекомендованный Правительством расчетный центр – ОАО «КРЦ-Прикамье». Далее, в ближайший отопительный сезон подготовка жилфонда будет осуществляться совместно с энергетиками. В ходе зимы стороны урегулируют всю накопленную задолженность.
На данный момент мы уже провели встречи в микрорайонах с активистами, где подробно разъясняли механизм перехода на прямые платежи. Следующим этапом станет проведение общих собраний в каждом многоквартирном доме с собственниками жилых помещений. Также будут организованы совместные встречи жильцов, представителей ресурсоснабжающих компаний и прокуратуры. Наша задача – донести до населения, что переход на прямые платежи – необходимая составляющая в процессе урегулирования и наведения порядка в сфере ЖКХ. Это означает конец выставлению двойных квитанций, конец неразберихе между УК и ресурсниками, и начало нормальных, цивилизованных отношений в коммунальной сфере Чайковского.
Вопрос о прямых платежах ресурсоснабжающим организациям даже прозвучал на прошедшей 27 июля в г. Чайковском встрече населения с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным. Виктор Федорович заверил горожан, что УК действительно удерживают часть средств от поступающих платежей, и оплата от жильцов поступает своевременно на 98 %.
– Что Вы ожидаете в результате? Могут ли жители быть уверены, что подготовка к ближайшей зиме пройдет спокойно, а неразбериха с платежами в городе прекратится?
Подчеркну, что прямые платежи сегодня – один из наиболее эффективных способов обезопасить себя от деятельности недобросовестных УК. Для того, чтобы дом перешел на такую форму расчетов, собственникам необходимо предпринять простые действия.
1. На общем собрании принять решение о переходе на прямые расчеты и оформить его протоколом.
2. Протокол направить в адрес ресурсоснабжающих организаций и своей УК или ТСЖ.
Важно помнить, что и после перехода дома на прямые платежи за энергоресурс управляющая компания продолжает выполнять все свои функции – вывозить мусор, благоустраивать территорию, содержать лифты, готовить внутридомовые сети к зиме и т.д. Просто теперь средства, предназначаемые ресурсникам, проходят не через расчетные счета УК, а напрямую поступают энергетикам. Сегодня мы готовы внедрять опыт других городов края с выстроенной и эффективно работающей системой сбора платежей за коммунальные услуги. Например, в Березниках и Кунгуре власти полностью контролируют систему расчетов в ЖКХ, а все жители напрямую рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями. Есть надежда, что комплекс принимаемых мер позволит добиться такого же порядка и в нашем городе. Это зависит от всех: администрации, обслуживающих жилфонд организаций, ресурсников и, конечно же, жителей города, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.