Хасан Усманов: про «Спящую красавицу» и не только

[12:52] 02.03.2015

28 февраля в Чайковском произошло большое событие – к нам приехал балет «Спящая красавица» в исполнении московской труппы Классического Русского Балета под руководством Хасана Усманова. 

Выступление было потрясающим и не раз сорвало оглушительные овации. Солисты показали высокий уровень техники, как в балете, так и в актерском мастерстве. Сюжет сказки знаком каждому с детства, и многие испытали именно детский восторг в этот день.

Особенно зрителям запомнилась солистка Наталья Кунгурцева в образе принцессы Авроры, которая по сюжету засыпает вечным сном, уколовшись веретеном. Интересно то, что в Чайковском у Натальи живут родственники: племянники и сестра мамы.

С не меньшим восторгом был встречен Александр Бутримович в роли принца Дезире. Следующим персонажем по громкости оваций, как ни странно, стала злая фея Карабос, ее роль бестяще исполнил Алексей Круль. Также можно отметить великолепную технику Ольги Григорьевой (фея Сирени). На радость зрителей после выступления артисты устроили автограф-сессию и фотографировались в своих сценических нарядах со всеми желающими.

Из зрительного зала ощущался огромный потенциал солистов, чувствовалось, что артистам не хватило размера сцены нашего Дворца Молодежи, чтобы показать все свое мастерство. Классическая хореография в интерпретации Хасана Усманова получилась очень эмоциональной, однако эмоции при этом ничуть не ограничивали технику. Труппа демонстрировала довольно смелые решения: был момент, когда артисты танцевали в платьях «в пол», где один неверный шаг и можно получить травму.

После балета Хасан Усманов пообщался с нами, приоткрыв завесу тайны, не только «Спящей красавицы», но и поделился своим взглядом на будущее международного балета. Мы сидели в неповторимой атмосфере закончившегося представления, в полумраке недавно залитого светом зала, общаясь под аккомпанимент зычных голосов рабочих сцены, снимавших декорации. Реакция зрителей явно сыграла свою роль, и Хасан с улыбкой делился тем, что у него на душе.

— Труппа Классического Русского Балета дает гастроли по разным странам мира и пользуется достаточно высокой популярностью. Так что же все-таки привело ее в небольшой город Чайковский – желание приобщить к высокому искусству жителей провинции?

— Да, безусловно, это то, что необходимо делать. Мы стараемся по возможности показывать классику балета именно в России. Можно бесконечно гастролировать по Европе, но это же не честно. Нас здесь вырастили, вложили в нас свою душу, свой пот и кровь. Да и приезжать с балетом в российские города — одно удовольствие. Русские люди реагируют неподражаемо, особенно это заметно в малых городах, где балет для зрителя — нечто новое и прекрасное. Специально для них мы собираем все лучшее из классических произведений.

— «Спящая красавица» под Вашим руководством приобрела новое «звучание». Не могли бы Вы хоть немного приоткрыть завесу тайны и рассказать, хотя бы в двух словах, что отличает ее от постановок других трупп?

— «Спящую красавицу» в исполнении нашей труппы отличает ее сочность во всех отношениях. Далеко не все зрители готовы смотреть балет по 6 часов, как это бывает в классической постановке. Мы учли ожидания публики и взяли самые лучшие, яркие, запоминающиеся части, оставив ход сюжета нетронутым. Второй аспект — это солисты. Таких профессионалов вы не найдете нигде – это звезды мирового класса, призеры и лауреаты международных конкурсов, лучшие из лучших. Кроме того, московская школа балета накладывает на постановку неповторимый стиль, раскрывает актерское мастерство солистов, делая каждую роль яркой и запоминающейся, но без ущерба технике.

— Ваша труппа, как известно, идет впереди планеты всей, синтезируя разные жанры в новых шоу-программах. В них балет совмещается с цирком, акробатикой или фигурным катанием, в чем в этом случае заключается Ваша работа?

— Такие постановки — это наш новый проект, аналогов которого еще не существует в природе. В нем идет смешение многих направлений, и поэтому от художественного руководителя требуется отличная режиссерская работа. Совместить акробатику и фигурное катание, и балет, и цирк, и все это на одной сцене — сверхзадача для постановщика. Главное в ней, чтобы все смотрелось гармонично, нельзя переусердствовать в одном из направлений.

— Для меня, человека весьма далекого от балета, такой синтез кажется фантастическим, а как его воспринимает «прожженный» зритель?

— Зритель бывает разный. Пока что постановки такого формата анонсированы только в Европе, потом мы «зацепим» другие уголки нашей планеты. К сожалению, Россия еще не готова к таким новшествам, у нас предпочитают классику (которую мы с удовольствием показываем), а лед и акробатика в балете воспринимается русским зрителем с опаской, он не верит в то, что это возможно совместить. Все зрители могут воспринимать наши эксперименты довольно просто: нравится или не нравится. А все потому, что им сравнивать еще не с чем – никто в мире еще такое не показывал.

— Бывали ли случаи, когда артисты хотели сменить амплуа и род занятий, засмотревшись на другие коллективы в шоу-программе?

—У меня балерины всё рвутся на лед, а я им говорю, что каждый должен заниматься своим делом. (смеется)

— Еще мне бы хотелось поинтересоваться у вас, как у новатора современного русского балета, каким вы видите развитие балета в ближайшие годы? Подхватывают ли Ваши начинания Санкт-Петербург и остальной мир?

— Пока некому, но, думаю, когда-нибудь начнут. Посмотрим, если это произойдет — я еще что-нибудь придумаю! (улыбается) Основная проблема таких постановок даже не в техническом оснащении и не в отсутствии талантов на сцене. Технически осуществить подобное можно даже на сцене вашего Дворца молодежи, так как все оборудование для льда привозится с собой. Основная сложность состоит в гармонии получившейся постановки. Все части должны плавно перетекать друг в друга, а для зрителя должно быть ясно, что в любой отдельно взятый момент времени, будь то акробатика, балет или фигурное катание перед ним именно «Лебединое озеро». Все это требует глубокой проработки. Художественный руководитель должен не только знать классику, но и жить ею.

Спешим обрадовать чайковских любителей балета: как сообщил гастрольной директор труппы Классического Русского Балета, коллектив посетит Чайковский еще раз – в октябре. Программа еще не выбрана, однако, вероятнее всего, это будет балет «Щелкунчик».


Фрагменты балета «Спящая красавица» в исполнении московской труппы Классического Русского Балета:


Иногда в «Спящей красавице» солирует Хасан Усманов:

Юрий Герасимов
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Читайте также
14.03 [11:39]
Ольга Константинова: яркая представительница будущего России
Интервью с одиннадцатиклассницей из Чайковского, которая заняла третье место во всероссийской интернет-олимпиаде, посвящённой выборам Президента РФ.
24.08 [12:12]
Елизавета Хохлова: «Я как будто заново родилась»
Для жительницы нашего города Елизаветы Хохловой знакомство с философией индийских йогов перевернуло жизнь, открыв совершенно новый взгляд на мир. Занятия йогой помогли ей избавиться от инвалидности и полностью восстановить здоровье.
09.08 [13:50]
Илья Утробин, Мария Павловская: Мужской и женский взгляд на автостоп
За плечами наших героев  дни и километры дорог
22.06 [13:16]
Виталий Солодилов: дворник и писатель-фантаст
При наличии диплома о высшем экономическом образовании последние 13 лет он работает дворником
17.12 [15:04]
Елена Игнатьева: Мы лепим из глины
В центре нашего города, на 3-ем этаже здания «Элегант» есть удивительное место – студия художественной керамики «Печка». Хозяйка студии, Игнатьева Елена Александровна, художник-керамист по образованию, педагог и просто очень приятная в общении женщина, встретила нас с радушием, а мы задали ей несколько вопросов.
01.11 [19:06]
Людмила Калакаускене: женщина-птица
Людмила на протяжении всей своей жизни изучает практики оздоровления души и тела.