Людмила Калакаускене: женщина-птица
В Чайковском живут уникальные люди, интересные и многогранные. Портал chaiknet.ru открывает серию интервью со знакомства с замечательной женщиной.
Судите сами: мама троих сыновей, профессор, путешественница, ведущая и автор женских семинаров и тренингов, по личностному росту, раскрытию голоса, взаимоотношениям
При защищенной диссертации и статусе профессора оздоровительных практик, Людмила Михайловна с первых минут общения предлагает общаться «на ты», что сразу располагает к легкой и непринужденной беседе.
Практически всю жизнь ты занимаешься темой здоровья. Когда наступил момент осознания того, что это твое призвание?
- На уроках физкультуры в школе, в то время как мои сверстники, пробежав дистанцию радовались достигнутому результату, я буквально падала. Мне хотелось повысить свой потенциал, и я бегала кроссы в лесу. Довольно рано осознала, что моя проблема заключается в неправильном дыхании. И её корень - родовая гипоксия. Позже в своей диссертации я наблюдала за десятками женщин и работой их сердечно-сосудис
30 лет назад моё внимание привлекли восточные практики: цигун, ушу, йога. Это не была дань моде, просто познакомившись с этими знаниями, они всколыхнули во мне что -то очень знакомое.
- Расскажи о своих корнях и откуда у тебя такая необычная для нашего города прибалтийская фамилия?
Я родилась на острове Итуруп (это Курильские острова) в п. Буревестник. Когда-то эта территория принадлежала Японии. Может еще и поэтому меня всю жизнь тянет на восток… Природа острова необычайно красива: скальные берега, сопки, гейзеры. Когда я была ребенком, родители переехали в Литву в город Клайпеда. Там прошло мое детство и юность. Из детства я помню море, лес и много свободы. Когда пришло время поступать в вуз, я уехала в Москву учиться и прожила там 7 лет, после чего сразу переехала в город Чайковский по распределению.
Моя мама родом из Сибири (Кемеровская область) из довольно состоятельной семьи. В советское время прошла раскулачивание и я это очень хорошо чувствую как родовую память. В папе есть кровь донских казаков. Первый муж был литовец – Александр Калакаускас. При замужестве я взяла его фамилию.
- Знаю, что ты на протяжении всей жизни много учишься, проходишь всевозможные практикумы, семинары, ретриты в Москве, в Индии, в Крыму – по всему миру, кто были твоими учителями?
- Училась китайской медицине и цигун в Китае у мастера Лю Дэ Пей, прошла подготовку у Майи и Танит по женскому храмовому танцу Мандала, у австралийской певицы Перукуа по вокальной йоге, жила в ашраме ОШО и училась у его санньясинов, у Рату Багуса в Индонезии и не только у них…
Многое в моем представлении о мире перевернул двухнедельный семинар по арт-терапии искусством у Натали Роджерс (Калифорния). Тогда на постсоветском пространстве это было новое направление. В Советском Союзе не было практик обращения к себе, своему внутреннему миру и раскрытия своих возможностей в рисунке, в слове, в танце. Непрерывное учение до недавнего времени было моей внутренней потребностью. Несколько лет назад это потребность отошла на второй план, произошло соединение с моим внутренним мастером. Знания начали приходить сами, открылось видение ситуаций, себя и других людей.
- Сейчас «модно» цитировать ОШО, что это имя и его учение значат для тебя?
- ОШО вошел в мои годы в 80-ые годы. Это были ксерокопированны
- Помимо динамических медитаций ОШО ты занимаешься кундалини-йогой. Почему именно этим видом йоги?
В 1990 году я попала на всесоюзную конференцию «Ушу, йога и биоэнергетика», там я была на практикумах учеников Айенгара, которые приехали из Индии. Они внесли направление йога Айенгара в нашу страну и именно эту йогу сейчас активно преподают в фитнес-клубах. После нескольких семинаров я поняла, что это что-то не моё… Я взяла некоторые упражнения-асаны оттуда и потом в 2000 году начала практиковать женскую даосскую йогу. Тело откликнулось. Кундалини-йога пришла в мою жизнь не так давно, в тот период, когда я начала чувствовать, что мне нужно выйти на какой-то новый уровень в жизни. Мне понравилось органичное сочетание движения и звука: пропевание мантр раскрывает вибрации в тех клетках тела, которые не «дышали». В Китае тоже есть практика гармонизации 6-ю звуками. Хочу отметить, что впении древних мантр нет какой-либо религиозности. Это путь познания себя не только как физического тела, но и себя как вибрации и связи со всей вселенной.
- Раз уж заговорили о звуке, я знаю, что ты играешь на барабанах и даже являешься организатором этно-джемов?
В детстве я училась в музыкальной школе. Однажды на экзамене по фортепьяно я забыла какое-то произведение и ушла со сцены в слезах. У меня был большой стресс. Думала с музыкой покончено на этом…
Через 40 лет на фестивале «Энергия жизни» я услышала этические барабаны. После пятидневного мастер-класса у африканца возникло непреодолимое желание играть на этом инструменте.По возвращению домой, я купила себе барабан джембе. В прошлом году я прибрела еще один - рамочный иранский барабан и в это лето посетила семинар у знаменитого перкуссиониста. Могу сказать, что основа ритма для меня стала понятнее. Это принесло большую пользу для моего опыта пения. Барабан – это древнейший инструмент, который связывает нас с сердцем матери, его звук в нашей генетической памяти, кроме того, это инструмент самоисцеления: не даром шаманы использовали бубен для того,чтобы человек вошел «в свой ритм», чтобы его тело, его дух проснулись. В нашем теле все процессы и поступление энергии ритмичны.
- Есть ли уголок на Земле, который ты считаешь своей Родиной?
- Долгое время считала родиной город Клайпеда. Однако очень продолжительное время я жила в Чайковском и здесь у меня глубокая связь с людьми. Всегда рада возвращаться сюда. Кларисса Эстесс говорила: «Ваши корни там, где вы есть». Сейчас я пришла к такому уровню, когда я могу перемещаться и при этом чувствовать эти корни. Когда мы снимали дом в Индонезии в городе Убуд, я там просыпалась как дома, сейчас я только что приехала с семинара из Тюмени и мне казалось и там мой дом. Я раньше удивлялась тем женщинам, которые могут создать свой дом в палатке на фестивале…а сейчас такой уровень, что планета Земля для меня весь дом. Я в полете.
- В чем особенность нашего города и его жителей, ведь ты много путешествуешь и тебе есть с кем сравнивать?
-Для меня Чайковский – это город рекреация, город отдых. Как бы интенсивно я не работала в вузе, бывало на две ставки, стоит только выйти ненадолго в лес или к заливу даже на 2 минуты и ты восстанавливаешь жизненные силы. Современное состояние Чайковского мне тоже нравится, здесь сейчас много людей, которые проявляют творчески инициативы.
- Ты проводишь только женские семинары?
- Это условность проводить разделение «женские» практики, «мужские», ведь внутри каждого из нас есть внутренний ребенок и часто он совсем не реализован, не раскрыт. У мужчин есть свои уровни инициации, у женщин – свои. У меня есть опыт проведения парных семинаров, после прохождения которых мужчина и женщина учатся не искать каких-то проявлений на стороне, а находят способы взаимодействия с партнером без конфликта.
- Что главное в воспитании ребенка и есть ли отличия в воспитании девочки и мальчика?
- Девочку очень важно принять просто по факту рождения, просто любить, не хвалить её за действия, ведь в этом случае она будет стараться и эта привычка сохранится на всю жизнь. Я часто вижу на семинарах женщин, которых перехвалили за действие в детстве. Это такие перфекционистки, им все хочется сделать только лучшим образом, у них во всем контроль, перенапряжение и как следствие срыв гормональной системы. Мальчика важно наоборот поощрять за действия. Для формирования мужчины также важно прохождение инициаций. Раньше это происходило естественно через обряды, сейчас многое утеряно, но я верю, что наступает время, когда мы вспоминаем. В Индии я видела такие обряды, у индусов сохранились эти традиции в неизменном виде.
Считаю, что оценки в школе - это не главное в жизни, намного важнее способность ребенка адаптироваться в социуме. Многие мамы уготавливают детям стандартную траекторию: школа, вуз, кружки, музыкальная и спортивная школы. При этом дети глубоко несчастны в этом выборе родителей. Женщина должна в отношении с ребенком идти «из сердца», а отец, мужчина из центра воли (он показывает ребенку этот аспект отношений с социумом).
- Ты веришь в бога? Как относишься к религии?
Я не принадлежу ни к одной конфессии при том, что глубоко уважаю каждую, не один раз была в паломнических турах в России и в Индии. Мне нравятся слова героя фильма «Пи кей»: «У меня прямая связь с богом, а у вас через менеджеров». Любому верующему человеку я бы задала вопрос: Почему и как он пришел к вере? Готов ли он идти дальше? Готов ли поверить в себя и свои силы? Развивать свой потенциал? Для меня важнее принадлежности к определенной религии тот факт, хорошо ли рядом с этим человеком и какие плоды он принес в этот мир, чем он полезен обществу.
В различных настроениях и образах
В путешествиях
Несколько фактов:
Людмила Калакаускене довольно продолжительное время жила в Китае и училась там основам китайской медицины, цигун и основам социологии. Её учитель Лю Дэ Пей дал ей имя «ЛЮ» (в переводе с китайского «лю» - рассвет). А во время проживания в ашраме ОШО в Пуне один из санньясинов дал ей имя «Ма Прем Нирупо», что переводится как «Творящая Вселенную космическая любовь вне привязанностей».
У Людмилы трое сыновей и внук. Старшие Кирилл и Илья рождены в счастливом браке с мужем Александром. Когда сыну Илье было 13 лет, Александр ушел из жизни. Во втором союзе с близким по духу, увлекающимся восточными практиками, Сергеем родился младший сын. Сегодня старшие сыновья женаты, а младший Николай ходит в школу - ему 15 лет. На вопрос о взаимоотношениях с мужчинами Людмила пояснила: «Считаю, что мужчина не должен быть неким «костылем» или вторым папой для женщины, если нет рядом любимого - женщине нужно оставаться жизнерадостной, творческой, счастливой».
Более 15 лет назад во время студенческого семинара по разработанному Людмилой Калакаускене курсу по акмеологии (раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения вершин в профессионализме) был создан проект «Ра-дуга».«Семь цветов радуги символизировали нервные центры человека, на каждом уровне я систематизировала разные практики, которые тогда знала. «Ра» - это солнце, «дуга» - символ жизни. Мне дорого это пространство тем, что в нем нет обязательств, а все идет из сотворчества. Наши предки собирались хотя бы раз в неделю на вечёры, танцевали, пели. Я думаю, сейчас пришло время обмениваться, возрождать традиции», - говорит Людмила.
Проект "Ра-дуга" воплотился в жизнь и сейчас любой горожанин может вступить в группу вконтакте с инициативой провести развивающий семинар, мастер-класс, джем или вечёрку.
В декабре 2016 года она вновь планирует улететь в Индию до весны: проводить семинары и путешествовать.
С сыновьями
Ольга Константинова: яркая представительница будущего России
Интервью с одиннадцатиклассницей из Чайковского, которая заняла третье место во всероссийской интернет-олимпиаде, посвящённой выборам Президента РФ.
Елизавета Хохлова: «Я как будто заново родилась»
Для жительницы нашего города Елизаветы Хохловой знакомство с философией индийских йогов перевернуло жизнь, открыв совершенно новый взгляд на мир. Занятия йогой помогли ей избавиться от инвалидности и полностью восстановить здоровье.
Илья Утробин, Мария Павловская: Мужской и женский взгляд на автостоп
За плечами наших героев дни и километры дорог
Виталий Солодилов: дворник и писатель-фантаст
При наличии диплома о высшем экономическом образовании последние 13 лет он работает дворником
Елена Игнатьева: Мы лепим из глины
В центре нашего города, на 3-ем этаже здания «Элегант» есть удивительное место – студия художественной керамики «Печка». Хозяйка студии, Игнатьева Елена Александровна, художник-керамист по образованию, педагог и просто очень приятная в общении женщина, встретила нас с радушием, а мы задали ей несколько вопросов.