Город Чайковский, как и вся страна, вступает в очередную полосу выборов. С грузом нерешаемых и нерешенных проблем, судя по оценкам депутатами работы двух Глав за отчетный период.

Самих депутатов оценят избиратели 8 сентября. Хотя что оценивать, если проблемы у Чайковского района и города те же, что и 10-15 лет назад: газификация, дороги, ЖКХ, здравоохранение, образование и далее по списку. Монотонный, мыльный сериал с большой долей вероятности продолжится. Учитывая, что в стране выстроена жесткая вертикаль власти и "наверху" сохраняется статус-кво, в маленьких городках типа Чайковского мало что изменится. Пессимизма добавляет и то, что местная власть умудряется находить "позитив" в 131-фз, который надо по-хорошему вообще отменять, как неработающий, и возвращаться к модели город Чайковский с прилегающей территорией. Но вряд ли кто захочет что-то отменять, иначе придется объяснять людям, что эксперименты надо было провести сначала на мышах, а затем на людях. Поэтому, скорее всего, продолжатся глубокомысленные изыскания в рамках 131-фз, пытаясь скрестить ужа с ежом, либо оставить все, как есть. От греха подальше.

Но винить в чем-то власть, в том числе местную, глупо. Она действует так, как позволяет ей народ. Власть не лучше и не хуже, чем в Германии, США или Франции. Отличие в том, что в этих странах власть под контролем общества, благодаря набору инструментов: независимый суд, свободные СМИ, политическая конкуренция, честные и прозрачные выборы, независимые профсоюзы, организованное гражданское общество. Равный доступ к СМИ и телевидению, обязательное участие в теледебатах кандидатов на любом уровне позволяет исключить сам вопрос: "А кого выбирать - выбирать-то некого" или "Кто, если..." Поэтому в данных странах власть выбирают, а у нас голосуют. Да еще с народной изюминкой: "Голосуй, не голосуй, все равно получишь...дырку от бублика".

Выскажу крамольную мысль: люди, а не власть виноваты в том, что что-то не работает, не движется, не решается. Вспомните, разве не сам народ в "нулевые" делал шаг вперед, два назад. Власть под разными благовидными и не очень предлогами постепенно взяла себе столько полномочий, сколько захотела, при молчаливом согласии общества. Как говорят некоторые эксперты: " Состоялся негласный договор власти и общества по обмену свободы на колбасу." Имеющим тень сомнения интеллектуалам вменяли в вину, что они своими сомнениями "раскачивают лодку стабильности", дружно объявляли их маргиналами под улюлюканье тех, кто оказался ближе к раздаче нефтегазового пирога.

С 7-9$ за баррель в 1997 году нефть взлетела до 150$ за баррель к середине "нулевых". В страну хлынул дождь из нефтедолларов. Кое-что стало перепадать и народу. Уровень жизни по сравнению с 90-ми стал расти. Чья заслуга, догадайтесь сами. Как грибы после дождя, появились торговые центры, зачастую на месте бывших заводов и НИИ. А чего заморачиваться, один раз живем.

Прибавьте превращение телевизора в "зомбоящик", где "телесериалы-сопли" чередуются с развлекухой и чернухой. Продолжать можно долго, тем более каждый добавит что-то свое.

Но все вышеперечисленное - лишь следствие одной-единственной причины: никакие экономические реформы в принципе невозможны без настоящей, полноценной, неимитационной политической реформы.

Специально для тех, кто считает, что он в тренде, успешен, что гражданское общество строят маргиналы, неудачники и бездельники, для тех, кто считает, что независимый суд, свободные СМИ, политическая конкуренция, честные выборы - это набор банальностей и ему это не нужно, приведу слова из стихотворения Мартина Нимёллера:

"Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что я не еврей.
Когда пришли за коммунистами, я промолчал, потому что я не коммунист.
Когда пришли за членами профсоюза, я промолчал, потому что я не член профсоюза.
И когда пришли за католиками, я промолчал, потому что я не католик.
А когда пришли за мной, некому было говорить."

Игорь Чепкасов