В декабре 2012 года, государственная Дума РФ приняла два очень важных для общества закона. Последствия принятых решений напрямую повлияют на судьбы многих маленьких граждан нашей страны и определят наше с вами качество жизни в перспективе. Обсудим?

Первый закон наделал довольно много шума в прессе и получил несколько броских названий: «Антимагницкий закон», «закон Димы Яковлева», «антисиротский закон». Страна вновь разделилась на тех кто «за» и «тех, кто против» запрета на усыновление российских детей американскими гражданами, которые в политической борьбе между державами стали разменной монетой. Дискуссий на эту тему было довольно много и на телевидении и в интернет-изданиях.

В данной статье хочется заострить внимание на ином законопроекте, одобренным Думой и подписанным В.В. Путиным в декабре 2012 года, – это закон «Об Образовании». Новые механизмы регулирования вступят в силу с 1 сентября 2013 года. В отличие от «антисиротского», этот законопроект не привлёк внимания журналистов. А ведь именно его содержимое будет определять облик будущего россиянина, формирование личности наших детей и внуков.

Стоит отметить, что закон «Об образовании в РФ» довольно объемный и изобилует специфическими сложными для восприятия оборотами. Нам с вами, естественно, не интересны бюрократические нюансы, а важно лишь то, как повлияют изменения на нашу жизнь.

Основные моменты:

- Нормативное финансирование и новая система оплаты труда

Размер норматива оплаты на 1 ученика, «подушевое» финансирование, определяется не на федеральном, а на региональном уровне. Теперь депутаты и Дума полностью снимают с себя ответственность за уровень зарплаты педагогов. Недовольны? Журите местных чиновников – это они во всём виноваты. «Подушевая» система оплаты труда подразумевает для педагога: больше учеников – больше заработная плата. Самыми низкооплачиваемыми по этой логике будут учителя сельских школ, учителя коррекционных школ, а также педагоги дополнительного образования.

- обязательные ЕГЭ и ГИА

Ранее ЕГЭ работал как пилотный проект в ряде регионов. Сейчас эта система оценки уровня знаний выпускников будет единственно возможной. ВУЗы обязаны набирать студентов по результатам ЕГЭ. Право применять для оценки знаний старый добрый вступительный экзамен ранее отвоевывали культовые МГУ и Бауманка, но теперь, возможно, и они лишаться этих привилегий.

- «оптимизация» (сокращение) школ и вузов

В маленьких школах учителям будет работать не выгодно, содержать их «не эффективно», отсюда и укрупнение. Как мы видим, это уже сейчас происходит с ДОУ. Даже в нашем небольшом городишке идет повсеместная оптимизация детских садов, а заведующие, которые теперь управляют несколькими садами, в полной мере познали, что такое аутсорсинг. Содержать свою столовую и прачечную могут не многие и потому детей кормят привозной пищей. Возможно, это и эффективно с экономической точки зрения, но никак не для здоровья малышей.

- внедрение «Основ религиозной культуры и светской этики» и теологии в светские учебные заведения

Этот пункт закона по сути нарушает положение Конституции РФ, провозглашающее Россию светским государством. Преподавание религии в государственных школах и вузах это явный признак клерикального государства (по крайней мере, для людей с нормальной логикой).

Более развернуто и довольно доступным языком о нюансах предстоящих изменений можно прочесть в статье Андрея Демидова, сопредседателя Межрегионального профсоюза работников образования «УЧИТЕЛЬ, которая называется «Закон «Об образовании в РФ»: взгляд снизу».

Сохранится ли бесплатное образование?

Резко взять и отменить право граждан на бесплатное образование – было бы непростительной ошибкой властей. Потому этот процесс идет постепенно. Такая же ситуация кстати и в медицинских услугах.

В рамках программы бесплатного образования наши дети будут получать минимум необходимых базовых знаний. Но сам этот минимум определяется Минобрнаукой. Сегодня это 37 часов в неделю, а, завтра ФГОС может измениться и составить, например, 20 бесплатных часов в неделю.

p.s. от автора: Эволюция невежества

«Знания – сила» - это высказывание философа Фрэнсиса Бэкона, пожалуй, было лозунгом советской системы образования. Когда-то наша страна была самой читающей, а наша система образования была эффективной. И без многочисленных бюрократических перипетий и оптимизаций наши школьники и студенты блистали на международных олимпиадах, а такие ученые как Циолковский до сих пор остаются в списке непревзойденных умов человечества. И, заметьте, не было у этих ребят дополнительных платных уроков с репетиторами...

Сегодня же мы наблюдаем печальную картину деградации общества – эволюцию невежества. Если бы современный 11-классник встретился бы в бою знаний и навыков с 8-миклассником из 60-ых гг. прошлого века, я бы «болела» за последнего.

Что делать? – скажете вы. Читать. В том числе законы, по которым нам с вами жить, анализировать поступающие из СМИ порции информации, собирать из этих крупиц-пазлов картинку реальности. 


Дарья Михайлова