Ежегодный молодежный арт-фестиваль «Лето клик» состоялся 23-24 мая. Уже несколько лет подряд портал Chaiknet.ru не пропускает это весеннее событие. Юбилейный, десятый фестиваль, как нам показалось, проходил в формате музыкального «капустника», когда количество зрителей едва ли превышало число участников. Почему «Лето клик»  принял такой формат, а также о некоторых этапах его становления нам рассказали идейные вдохновители фестиваля – Надежда Тютикова и Роман Лесников.


– Расскажите, как появился фестиваль?

Роман Лесников (Р.Л.): С самого начала идея фестиваля появилась на форуме в городе Чайковском, который собрал множество ребят из разных регионов России. Многие из них играли на гитаре, и было принято решение собраться еще раз для исполнения бардовской песни. Затем ребята разъехались, а идея осталась. Осталось пять человек, из которых на гитаре умел играть только один.

Тогда у нас появилась идея сделать не конкурс, а именно фестиваль. Мы хотели, чтобы люди, которым негде представить свое творчество, пришли и представили его здесь, им не надо соревноваться, выигрывать друг у друга ничего. Они просто могут показать себя людям. Была такая мечта, что их кто-то увидит, и они куда-то дальше пойдут. Это было нашей целью. Легче всего было делать первый фестиваль, потому что мы не знали, почему этого нельзя сделать. Все нам говорили «Это невозможно», но, тем не менее, все помогали.

– Первоначально фестиваль назывался «Звездный дождь», почему его переименовали?

Р.Л.: – Все очень просто – любой ребенок, любой проект растет, находит себе новых друзей, иногда ссорится с родителями. Это абсолютно живой организм, и здесь произошло точно так же: изменился основной состав организаторов. Я думаю, что это тоже не финал, и он будет перерождаться во что-то новое. Может быть, мы соберемся в следующем году, и это будет что-то другое.

Надежда Тютикова (Н.Т.): – Будучи идейным вдохновителем, я понимала, что это просто площадка. Площадка, чтобы стать организатором, чтобы молодежь научилась воплощать свои мечты. Поэтому фестиваль был разный, но он строго шел по универсальным канонам развития, которым учат, в том числе и в менеджменте. Сейчас уже десятый фестиваль и нужно выходить на общественный уровень.

Р.Л.: – Изначально для нас идеалом был Грушинский фестиваль. К сожалению, в настоящий момент он не существует, и многие начинают притягиваться сюда. Самое большое пожелание, которое у меня есть к фестивалю, чтобы появились люди, которые будут заниматься фестивалем в течение всего года.


– А как появилось новое необычное название «Лето клик», что оно означает?

Н.Т.: – Не просто так была выбрана дата фестиваля – предпоследние выходные мая, это время когда экзамены еще не началась, абитуриенты еще не разъехались, вся молодежь в городе. В то же время это время дождей. И когда проходил «Звездный дождь» многие подшучивали: «Вы погоду заказали, вот дождик и накликали». Тогда мы объявили конкурс на лучшее название. И так среди множества идей появилась «Лето клик» – кликнем лето. Название появилось с пятого фестиваля, а на нем был конкурс гитарной песни «Звездный дождь». Так сначала соединили названия, а потом от конкурса отошли и остался только «Лето клик».

Меняется и эмблема фестиваля – если раньше был один гитарист, то сегодня там мальчик и девочка. Хочется сказать самое главное – это стартовая площадка. Сегодня определилась основная суть фестиваля, часто в блогах ее называют «нестандартной песней», потому что сюда могут приехать те, кого пока нигде не принимают, так называемый «межжанровый» репертуар. Здесь рождается самое главное – будущее. Здесь часто бывают премьеры людей, песен, и так далее. В этом году тоже звучали шедевры, рожденные прямо на фестивале.

– С прошлого года «Лето клик» переместился с фестивальной поляны на базу отдыха, и появилась плата за вход. С Вашей точки зрения фестиваль от этого выиграл?

Н.Т.: – Бюджет даже первого фестиваля составлял 100 тысяч рублей, это были партнерские деньги. Искать партнеров – колоссальный труд, если учесть еще, что организаторы из года в год меняются. Хотелось какого-то постоянства и хорошей площадки. Другой момент – безопасность. Раньше, когда на поляне наступали сумерки, громкий звук притягивал на поляну много пьяных людей, из-за которых часто приходилось прекращать выступления. Комитет по молодежной политике располагал только молодежью и волонтерами из их числа. На одном добровольчестве можно жить только до поры, до времени… База отдыха для фестиваля – дорогое удовольствие, однако, на базе отдыха есть охрана, и мы избегаем пьяных ситуаций. Еще один плюс: не нужно думать, как монтировать сцену, где расселять участников. Минус только один – нет костров. Возможно, когда-нибудь будет другая поляна, другая база. Хочется других условий – фестивальную базу, но таких в нашем районе пока нет.

– Как менялся фестиваль от года к году и отличается ли юбилейный десятый фестиваль от предыдущих?

Н.Т.: – Конечно! Каждый фестиваль другой, есть большие изменения, он развивался от первого до десятого. Он всегда будет в развитии, хоть мы говорим, что ставим точку на том, что есть сейчас. Сегодня в оргкомитете нет чайковских музыкантов. Каждый должен заниматься своим делом, но без музыканта никак нельзя. Как только он объявится – что-нибудь новое сотворим! Мы даем жизнь той нестандартной новой песне, которой еще только предстоит появиться. Формат Фестиваля это не формат концерта, здесь важно не только количество, но и «качество зрителя»: взаимоприятие, взаимопонимание, взаимопомощь, радость от чужого успеха, единомыслие при яркой индивидуализации – все «звезды», и все вместе. Удержать это состояние при большом скоплении народа не просто, это высший пилотаж. Нам всем есть чему учиться!

От седьмого до десятого фестиваля сложилась отличная организаторская команда: в Чайковском – молодежный информационно-ресурсный центр, туристический информационный центр (Трансагентство), межпоселенческий многофункциональный центр для молодёжи «Ровесник», общественная организация «Универсология», волонтеры Чайковского индустриального техникума; в Ижевске – строительная компания «Самородок», звуковая компания «Квинта»; в Перми – автор-исполнитель Максим Воробей; в Москве – Московская некоммерческая организация« Центр поддержки социально ориентированных проектов «Партнерство Интеграция Плюс»». Команда сильная, мы можем многое, но нужна поддержка администрации Чайковского муниципального района. Если все сложится, как мы задумали, то территория получит хороший туристический продукт.


Беседовал Сергей Васильев. Фотографии Сергея Васильева, Александры Климовой