В нашем городе живет и работает замечательный мастер по керамике, член Союза художников России – Елена Игнатьева. Она не только в совершенстве овладела этим искусством, но и делится своими знаниями со студентами направления «Дизайн» Чайковского индустриального колледжа и жителями города в студии свободной лепки «Печка».

Нам удалось найти лазейку в плотном графике мастера и взять у нее интервью на одном из занятий по лепке. Елена Александровна лепила вместе с учениками, попутно отвечая на вопросы начинающих керамистов, и сразу сказала, что будет удобнее обращаться к ней по имени. 

Елена, на сегодняшний день Вы уже состоявшийся художник и керамист. Мне бы хотелось узнать, как началось Ваше знакомство с искусством? С чего Вы начинали и где получали знания?

– Началось все с детской художественной школы, где я училась 4 года, после чего поступила в училище на живописца по росписи фарфоровых изделий. Затем в кунгурский колледж, где осваивала ремесло художника-керамиста. После этого у меня появилась возможность работать в художественной лаборатории, месте, где разрабатывают фарфоровые изделия, их росписи и формы. В художественной академии, где я продолжила свое обучение, научилась работать с металлом и там же освоила технику горячей эмали. С ней я вступила в союз художников России. 

Сейчас Вы отводите лепке из глины немалую часть своего времени, помимо этого занимаетесь живописью и различными техниками эмали. Скажите, увлечение глиной лидирует в вашем пантеоне искусства?

– Конечно, недавно мы с моим мужем Ильей Будниковым – он, как и я, керамист – открыли мастерскую свободной лепки и сейчас уделяем много внимания именно керамике. Мы и для себя раскрываем этот материал по-новому, так как за последние 10 лет произошли колоссальные изменения в технологических процессах, появилось больше возможностей и производителей. Такого разнообразия во времена моего обучения не было. Все это интересно изучать и применять, получая удовольствие от процесса.

Елена, расскажите, какая бывает глина?

– Глина – это составляющая нашей земли. Вся органика, все, что вошло за много лет в состав почвы наносит большой отпечаток на свойствах глины. Например, на степень усадки, то есть насколько изделие уменьшится в размерах после сушки и обжига. Всем известные сорта глины — белая и красная глина. Белая имеет в составе каолин, это фарфоровая и фаянсовая глина. Красная имеет в своем составе железо, красный цвет остается у нее и после обжига. Есть черные глины, которые после обжига становятся белыми.

Всегда ли необходим обжиг?

– Все зависит от назначения: если предмет используется в быту или декоре, то это необходимо для придания прочности. Однако дома из глины прочные и без обжига. Они называются саманными, и мы, кстати, уже строим такой дом.

Во время лепки используются не только пальцы, но и огромное количество мелких инструментов, можно узнать о них?

– Некоторые опытные керамисты считают, что можно обойтись палочкой и пальцами, однако, на сегодняшний день существуют огромный выбор стеков – профессиональных инструментов для керамики. Они бывают для ручной лепки, для гончарного дела и других направлений. Можно использовать самодельные инструменты и формы для оттиска или даже сделать оттиск на поверхности глины с кружева ручной вязки.

После лепки происходит работа с цветом, какими способами можно раскрасить изделие?

– Самый первый способ – это с помощью ангоба. Это глина природного цвета, либо белая глина с добавлением пигмента. Ангоб используется до первого обжига. После обжига работа с цветом уже происходит с помощью глазури – это стекло, насыщенное каким-то пигментом, как правило, природными минералами. Соотношение минералов при глазурировании дает определенный цвет. Яркий пример минерала – кобальт, именно он дает синий цвет в «гжели».

Елена, когда Вы начали обучать людей лепке, с каким трудностями столкнулись, как быстро определились с программой, чтобы ученикам было удобно познавать лепку вместе с Вами?

– Изначально было какое-то базовое представление, как должна быть организована работа с учениками, но с каждым занятием мы открываем для себя новые особенности, которые можно добавить в этот процесс. Главное, чтобы заниматься лепкой было удобно и продуктивно, поэтому мы, в свою очередь, пытаемся найти баланс между отдыхом и образованием. Ведь важно не только добиться результата, но и получить это особенное состояние после того, как завершилось занятие.

Планируете ли Вы организовать выставку ваших работ или работ ваших учеников?

– Да, с 25 по 27 февраля в третьем корпусе Чайковского индустриального колледжа пройдет форум «Лаборатория дизайна», в рамках которого будет организована выставка под названием «Графика и керамика». Там будут выставлены работы наших учеников и преподавателей ЧИК. Выставка будет работать и после форума.

 

Наша беседа проходила в стенах мастерской, повсюду стояли работы учеников, ожидающие обработки или уже готовые подсвечники, колокольчики, изразцы, часы, горшки, чайники, фигурки. Находиться в этом месте было интересно и легко. Сложно представить, чтобы один человек успевал все: обучать лепке и преподавать дизайн, работая как в колледже, так и в мастерской, параллельно организуя выставки.

Елена Игнатьева – удивительный человек, в ее лице город Чайковский получил социально активного художника, работающего в уникальном для города технике горячей эмали, мастера по керамике и преподавателя.

 

Фотоотчет с первого занятия в мастерской: