Бывший директор ООО «Городская управляющая компания» осуждена на 3 года лишения свободы, но не за долги управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями.

 

Была директором, стала подсудимой

О долгах ООО «Городская управляющая компания» перед поставщиками, которую некогда возглавляла Наталья Балякина, слагают легенды. Однако не эта задолженность стала причиной возбуждения уголовного дела в отношении Натальи Михайловны. Его инициировала сама «Городская управляющая компания», уличившая бывшего директора в мошенничестве с деньгами организации, совершенном ею еще в 2010 году.

В иске первоначально фигурировала сумма в 951 тысяч рублей, позже она уменьшилась на 200 тысяч и составила 751 тысячу рублей. Однако эти деньги не были «списаны» с расчетного счета одномоментно, в ходе следствия была выявлена непростая преступная схема, в которой так или иначе задействованы более десяти человек, несколько работников «ГУКа», несколько пермяков, один человек, больной параноидальной шизофренией и даже один человек, умерший десять лет назад. Эдакие гоголевские «Мертвые души», которые в конце-концов привели Наталью Балякину к реальному сроку.

Она была признана виновной в совершении преступления, но не по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в крупном размере с использованием своего служебного положения», а по части 3 статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата с использованием служебного положения, в крупном размере». Приговором Чайковского городского суда ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года в колонии общего режима, штраф в размере 10 тысяч рублей и возмещение ущерба, причиненного ООО «Городская управляющая компания», в размере 751 тысячи рублей.

Даже наличие у подсудимой малолетнего ребенка не послужило основанием для назначения условного наказания, так как суд посчитал, что только реальное наказание может послужить исправлению подсудимой. Приговор суда в отношении Натальи Балякиной не вступил в законную силу и может быть обжалован. Однако уже в зале суда Наталья Михайловна была заключена под стражу. Датой отсчета ее наказания стал день вынесения приговора – 22 октября 2015 года.

Не обошлось без «мертвой души»

Уголовное дело в отношении Натальи Балякиной насчитывает 16 томов. В них подробнейшим образом описана вся схема вывода денег с расчетного счета управляющей компании на счета сторонних организаций. В ней фигурируют две фирмы-однодневки, двадцать два гостя из Перми, несколько из которых в конечном счете так и не побывали в Чайковском. Вернее, они вообще ни разу не бывали в нашем городе.

В деле речь идет о периоде 22 июля-13 октября 2010 года, когда со счетов «ГУКа» была списана сумма в размере 751 тысячи рублей. 550 тысяч из этой суммы пошли на оплату услуг компании ООО «Анетум», якобы оказывавшей управляющей компании информационные услуги. По версии одних из фигурантов дела, ее сотрудники проводили собрания собственников жилья в Чайковском, результатом которых должно было стать заключение договоров на обслуживание УК. Фактически она должна была заниматься привлечением в «ГУК» новых клиентов. В деле фигурирует информация о том, что в Чайковский приезжали 22 представителя этой компании. Однако при проверке списков прибывших выяснилось, что один из «сотрудников» мертв уже 10 лет, еще несколько проживают в разных городах Пермского края и ни разу не были в Чайковском. Нет и каких бы то ни было документов, подтверждающих факт их пребывания в Чайковском. Тем не менее, на счет компании поступили два денежных перевода от «ГУКа» в размере 540 и 10 тысяч рублей. Позже 500 тысяч рублей были возвращены непосредственно Наталье Балякиной, а 50 тысяч удержаны в качестве комиссии за обналичивание средств.

«Завладев ими, противоправно [Балякина] обратила их в свою пользу, распорядившись по своему усмотрению и в своих интересах, вопреки интересам «Городской управляющей компании», т.е. совершила их присвоение, – говорится в материалах дела. – Остальные 50 тысяч рублей были растрачены путем противоправной передачи неустановленным лицам».

Интересно, что в ходе расследования уголовного дела два свидетеля кардинально меняли свои показания. Так гражданка, которая в 2010 году была главным бухгалтером «ГУКа», утверждала, что ее первоначальные показания были даны под давлением сотрудников полиции. Якобы они настаивали на том, чтобы оговорить Балякину. «Эти доводы были признаны судом несостоятельными. Изменения показаний суд связывает с попыткой помочь Балякиной избежать уголовного наказания», – констатировал судья Евгений Мыц.

Сама же Наталья Балякина отрицает вышеизложенные факты. «Никаких фиктивных договоров не подписывала, 500 тысяч рублей не получала, иначе были бы расходный ордер и ведомость. О фирме-однодневке узнала в ходе расследования настоящего уголовного дела», – указано в материалах уголовного дела.

Прибрали деньги в «Себек»

Также в уголовном деле фигурирует еще одна-фирма однодневка – ООО «Себек». На ее счет также была выведена часть средств, принадлежащих ООО «Городская управляющая компания». На этот раз с помощью ОАО «КРЦ-Прикамье», куда поступали распорядительные письма от директора «ГУКа» Натальи Балякиной о перечислении средств якобы за оказанные услуги. Опять же информационные, как и в случае с «Анетумом».

Всего было три распорядительных письма, в соответствии с которыми ОАО «КРЦ-Прикамье» осуществило перевод 1 сентября 2010 в сумме 70 тысяч рублей, 23 сентября были перечислены еще 75 тысяч, 13 октября – 56 тысяч рублей. Таким образом «Городская управляющая компания» лишилась еще 201 тысячи рублей. «После этого деньгами завладели неустановленные лица, которые распорядились ими в собственных интересах», – резюмировал суд.

Этот эпизод уголовного дела Наталья Балякина также отрицает, своей вины не признает. «Исходя из фактических обстоятельств содеянного, подсудимая представляет повышенную общественную опасность, поскольку ставила под угрозу экономическую стабильность работы потерпевшей организации, являющейся управляющей компанией в сфере ЖКХ, от деятельности которой зависит обеспечение населения коммунальными ресурсами и основным источником дохода которой являлись денежные средства населения. Характер и степень опасности содеянного приводят суд к выводу, о необходимости назначения Балякиной в качестве основного наказания лишение свободы, поскольку более мягкий вид наказания не обеспечит достижения его цели», – подытожил судья Евгений Мыц.

Приговор суда зачитывался без малого два часа. Из зала суда Наталья Балякина была выведена в наручниках и под конвоем.